Как создать сетевое профессиональное сообщество и организовать его эффективную деятельность

Формирование устойчивой среды профессионального общения, как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – необходимая характеристика модернизации образования как системы. Интернет, в этой связи, необходимо рассматривать не только как базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Существующие интернет-технологии позволяют учителю оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения и, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web - конференции, форумов и чатов. Таким образом, создание виртуальных учительских объединений обусловлено самим процессом внедрения новых информационных технологий в систему образования. Как показывает опыт, для активизации педагогов и возрастания эффективности взаимодействия в Интернет-сообществах должны быть реализованы следующие условия: повышение ценности, актуальности предлагаемого материала; проведение межрегиональных,  интернет-проектов, конференций, сетевых конкурсов; организации открытой экспертизы методических разработок; постоянное обновление базы методических разработок; обучение инновационным технологиям (педагогическим и компьютерным); консультационная поддержка сетевых координаторов на постоянно действующем форуме.

Таким образом, сетевое профессиональное учительское сообщество далеко не единственная форма продуктивного сетевого взаимодействия.
Выбор формы сетевого взаимодействия адекватной поставленным задачам, наряду с корректной оценкой предполагаемой аудитории проекта, – важнейшие составляющие продуктивности сетевого общения.
Третьей, а, возможно, и самой первой составляющей является осознание того, что в сетевом учительском взаимодействии ведущую роль играют не финансовые и административные ресурсы, не технологические решения, а люди, которые будут заниматься реализацией сетевых активностей.

Е.В.Алексеева, редактор журнала «Вопросы информатизации образования», выделяет следующие основные свойства Интернета, которые, на ее взгляд являются уникальными для этой среды применительно к процессу обучения и воспитания.


Свойства

Возможности

Богатство выбора

Информационный массив с возможностью быстрого поиска,
Дифференцированность в обучении
Возможность самообразования: нахождения соответствующую своему уровню подготовки информацию

Альтернативные источники

Возможность сравнения, анализа

Интерактивность

Возможность диалога, обсуждения в основе большинства представленных информационных массивов

Гипертекстовые связи

Возможность «вхождения» в тему на разную «глубину», с разной скоростью и степенью детализации, что является «прообразом» дифференцированного обучения

Открытость среды

Способ расширения зоны индивидуальной активности, самовыражения
Возможность широкой географической самопрезентации
Знакомство с разными мнениями

Гибкость среды

Возможность моделирования
Возможность многократности повторения

Обновляемость среды

Возможность пользоваться

Мультимедийность

Наглядное и эмоциональное восприятие представляемой информации

·       коммуникативной (обеспечивается электронной почтой, чатами, конференциями, листами рассылки, гостевыми книгами, форумами, кольцами, сообществами и другими интерактивными инструментами);

·       познавательной (обеспечивается инструментами навигации по сети, чтением новостей и аналитических обзоров, креативным поиском конкретной информации, дистантным образованием, самообразованием, хакерством и т.п.);

·       игровой (обеспечивается широким набором игр — от простых типа тетриса до сложных сценарных интерактивных конструкций, предполагающих участие в игре сетевых сообществ; сюда следует отнести также тотализаторы, рулетку, биржевые игры, организацию виртуальных поселений и виртуальных государств и т.п.). К этим видам активности сводятся в конечном счете другие виды деятельности посредством интернета. К примеру, часто обсуждаемый в популярных и научных изданиях электронный флирт или распространенные в интернете попытки изменения идентичности — это общение, причем с несомненными элементами игры».

            Также авторами выделяются некоторые мотивы деятельности интернет-пользователя:

·        «Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации».

·       «Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний; он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы».

·       «Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Мотив общения связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными».

·       «Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в интернете служит индикатором корпоративной мотивации».

·       «Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления — самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду с другими, данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека».

·       « Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация являются способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен».

·       «Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы».

·       « Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, ресурсов WWW, высказывания в телеконференциях и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал, получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов».

*********
С учетом новых подходов к инновационному педагогическому опыту и новых возможностей его распространения в условиях информатизации образования, приоритетными постепенно становится

·       разработка и обсуждение в Интернет учебно-методических материалов, направленных на внедрение современных образовательных технологий в практику работы школ, активное использование средств ИКТ в образовательном процессе, на распространение передового педагогического опыта в области традиционной педагогики

и

·       методическая работа с педагогами на основе разработанных материалов, в том числе,  создание в Интернет пунктов консультационной поддержки учителей, проведение Интернет-конференций, ведение форумов, «горячих линий», чатов. 

В этой связи, особый интерес приобретает опыт работы сообществ портала «Сеть творческих учителей», который отличается от аналогичных проектов Рунета как более широким охватом работников образования, так и изначальной ориентацией учительских сообществ на совместное творчествопреподавателей разныхучебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе.
В этой связи, следует выделить целый ряд концептуальных особенностей портала:
1. Создание комфортной, «понимающей» среды профессионального общения педагогов;
2. Возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных эффектов профессиональной деятельности работников образования;
3. Развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума;
4. Сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России (в т.ч. и посредством региональных центров «Академии учителей»), так и вне ее (в первую очередь, русскоязычное образовательное пространство стран бывшего СССР);
5. Создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта учителя;
6. Обеспечение вхождения российских учителей и школ в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений Майкрософт, в частности

Каждое открытое на портале учительское сообщество (вне зависимости от его типа и заявляемых функций) – это:

·       Обсуждение злободневных проблем, интересующих участников сообщества;

·       Обмен участников сообщества накопленным методическим опытом (публикация созданных ранее материалов в библиотеках сообществ);

·       Создание новых методических материалов в рабочих группах, по просьбам коллег и т.д.

В ходе работы портала выделилось 6 основных типов сетевых учительских сообществ: предметные, внепредметные, проблемные, «прикладные», региональные и служебные.
Изучение тематики сетевых сообществ, представленных на портале, позволяет не только определить интересы российского учительства, но и спрогнозировать основные векторы развития инновационных поисков педагогов в ближайшее время. А значит – понять, в каком направлении будет развиваться отечественная школа.
Создание сообществ на портале носило и носит инициативный характер: любой зарегистрированный пользователь может направить в Координационный Совет заявку на создание сообщества. Инициатора обязательно попросятподтвердить уровень квалификации и предложить программу деятельности сообщества в произвольной форме.
Помимо определенного уровня квалификации и уважения принципов, по которым работает портал в целом, организатору сообщества нужно обладать хорошими коммуникативными навыками и высокой степенью креативности, уверенно владеть ПК и ИКТ, уметь в сжатые сроки обрабатывать громадные объемы информации, постоянно удерживая в памяти множество «сюжетных линий» жизни сообщества, обладать активной жизненной позицией, быть корректным, чутким и доброжелательным, уважительным и к "начинающим",  и к "асам", иметь методические и экспертные навыки, обладать легким и быстрым слогом, быть готовым дарить свои знания и умения всем… Организация сообщества – не синекура (тем более, что трудятся координаторы сообществ на волонтерской основе), а ежедневная и кропотливая работа. 

Таким образом, ключевую роль в работе сообщества играет его координатор, который
а) оказывает сетевую поддержку по вопросам тематики сообщества;
б)  знакомит учителей с опытом коллег, содержательными и техническими инновациями по тематике сообщества;
в) проводит подбор информационных ресурсов сети по тематике сообщества;
г) совместно с членами сообщества разрабатывает новые стратегии и методику учебной работы по тематике сообщества; осуществляет руководство этой работой и (или) её координацию;
д) содействует проведению конкурсов по тематике сообщества;
е) проводит первичную экпертизу представляемых для публикации в библиотеке  сообщества материалов и/или содействует такой экспертизе;
ж) модерирует форум (ы) по тематике своего сообщества;
з) ведёт переписку с региональными центрами ИПКРО - РКЦ – ММЦ по тематике своего сообщества; может совместно с ними осуществлять сетевую и внесетевую деятельность по тематике своего сообщества;
и) участвует виртуально или реально в конференциях (семинарах) по тематике сообщества; содействует проведению таких семинарам и/или инициирует их проведение.

Переходя к разговору непосредственно о сообществах, следует рассмотреть их основные параметры:
Хорошая образовательная система (по И. Илличу1) должна удовлетворять трем следующим требованиям.

·       Обеспечивать всем желающим доступ к имеющимся ресурсам в любое время и независимо от их возраста и/или опыта работы.

·       Поддерживать усилия всех, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями, в поиске тех, кто хочет у них научиться.

·       Предоставлять всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности свои результаты.

Субъектами сетевого образовательного сообщества могут являться:

ПРЕПОДАВАТЕЛИ-КОЛЛЕГИ, с которыми можно обмениваться опытом, спорить и соглашаться;
СТУДЕНТЫ: учащиеся, заинтересованные во вхождении в корпоративные, территориальные и профессиональные сообщества;
ПЕДАГОГИ (ТЬЮТОРЫ), способные выстроить многопозиционную образовательную коммуникацию персонально для конкретного участника сообщества, а также сопровождать персональные образовательные траектории;
ЭКСПЕРТЫ, которые могут оценить достигнутые результаты, а также могут научить тому, чего другие участники сообщества пока не знают;
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТОВ: одним из условий пребывания в образовательной зоне является участие в работе небольших проектов (мини-групп), которые развивают общую тему, решают общую проблему и пользуются общими ресурсами и общим сетевым пространством. Руководитель проекта ведет проект и регулярно публикует отчет о деятельности и достигнутых результатах;
РУКОВОДИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ/ПРОГРАММ: участвуют в формировании заказа на образование для своих школ (программ, курсов…), в выборе того или иного образовательного ресурса;
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СМЕЖНЫХ С ПЕДАГОГИКОЙ НАУК И ПРАКТИК: формируют команды под определенные задачи, набирают сотрудников, делятся опытом с участниками данного образовательного сообщества; выступают в роли педагогов (тьюторов) и экспертов;
ОРГАНИЗАТОР, ПРОЕКТИРОВЩИК И КООРДИНАТОР сетевого образовательного сообщества.

Задачи, которые удается решать в рамках образовательного сообщества

·       Обсуждать результаты своей деятельности как с преподавателями-экспертами, так и с коллегами-участниками сообщества.

·       Реализовывать принципы непрерывного и персонально организованного образования.

·       Реализовывать образовательные запросы участников сетевого образовательного сообщества (для тех, кто не может удовлетворить их в существующих образовательных организациях).

·       Выстроить многопозиционную образовательную коммуникацию.

·       Собрать максимум возможностей для любого рода конструирования, в том числе конструирования социальных отношений и собственной идентичности.

·       Приблизить образование к реальным и передовым наукам и практикам.

·       Внести свой вклад в решение практических проблем образования.

Архитектура сетевого сообщества строится через задание ряда технологий и механизмов, обеспечивающих формирование среды, поддерживающей разные типы эффективного взаимодействия разных категорий участников с существующими образовательными программами и ресурсами сферы сетевого образования.

Среди базовых технологий создания сетевых образовательных сообществ выделяют:

·       Введение принципа персональных образовательных траекторий.

·       Обеспечение тесной связи со сферами практики и деятельности.

·       Складывание идентификационной общности вокруг определенных целей и задач за счет задания ряда сетевых проектов.

·       Создание специальной сложно организованной образовательной среды.

·       Создание систем сравнений и сопоставлений разных ресурсов и образовательных программ (например, экспертных систем оценки качества образования).

·       Формирование ассоциаций связанных друг с другом образовательных организаций, которые обеспечивают создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности различных групп населения.

·       Адаптацию авторских средств к их использованию в рамках сетевых образовательных коллективов, научно-материальное обеспечение деятельности сетевых сообществ.

·       Формирование развернутой и прозрачной системы многократной оценки результатов образовательной деятельности.

В целом, при организации не только сетевого сообщества, но и любого сетевого продуктивного (!) общения нужно отдавать себе отчет в том, что за этим последует весьма существенный ТРУД!  К сожалению, у целого ряда администраторов существует определенная иллюзия того, что стоит только создать сообщество и все в него сразу прибегут...
Вместе с тем, как показывает опыт, для того, чтобы что-то в сообществе (!) стало что-то (!) получаться нужно не менее трех месяцев кропотливой и, что важно, ежедневной работы (как правило, «в третью половину суток!»). Если такого ресурса нет, стоит, во всяком случае, на данном этапе,  вовсе воздержаться от создания сетевого сообщества, заменив его другими формами сетевого взаимодействия, речь о которых шла выше.
Повторюсь, что успех здесь зависит не от технических и технологических решений, не от административного ресурса, даже не от вложенных денег, а от конкретных людей.
Люди в профессиональном сетевом сообществе - самое главное....
Сколько их должно быть? Прежде чем перейти к конкретным цифрам, я бы хотел показать, что сам понимаю под работающим сетевым сообществом...
Сообщество в своем становлении проходит три фазы...

·       Обсуждение злободневных проблем, интересующих участников сообщества;

·       Обмен участников сообщества накопленным методическим опытом (публикация созданных ранее материалов в библиотеках сообществ);

·       Создание новых методических материалов в рабочих группах, по просьбам коллег и т.д.

Переход к третьей фазе и можно оценивать как НАЧАЛЬНУЮ точку РАБОТАЮЩЕГО сетевого сообщества.
Для того, чтобы перейти (в системе) к третьей фазе необходима определенная "критическая" масса.... Работающее сообщество, это - не менее 10 человек, которые регулярно (не менее 1 раза в неделю) участвуют в его работе. Много это или мало? Довольно много. И вот почему. Интернет - это среда самовыражения. И у автора (писателя) должно быть внутреннее понимание того, что его труды нужны (есть читатели)...
Начиная с первого @вгустовского Интернет-педсовета мы фиксируем практически неизменную цифру. На одного "писателя" приходится около 50 читателей....  То есть в работе сообщества должно быть заинтересовано не менее 500 человек (не на словах, а на уровне "регулярно вхожу на этот сайт и читаю") ....
Очевидно, что в регионе (в любом) нет такого числа учителей - предметников одной специальности.... Как, собственно, не существует отдельно взятой «Информатики n-ского района N-cкой области». Кстати, анализ деятельности создаваемых сейчас в ряде регионов «сетевых методических сообществ» лишь подтверждает такие соображения: инициативные координаторы, не находя в «своем» регионе необходимого числа участников, «нарушают конвенцию» и начинают «вербовать» учителей из других регионов. Здесь же наблюдается и иная тенденция, когда громко заявленное сетевое сообщество постепенно превращается в консультационную линию общения методиста с учителями, проживающими в отдаленных районах.
Еще раз подчеркну, что не вижу в этом ничего плохого. Форма должна быть адекватна именно тем задачам, которые реально можно решить. А тематика создаваемого сообщества должна, в свою очередь, исходить из реального числа заинтересованных в решении конкретной проблемы людей. Кроме того, не следует списывать со счетов и допустимость различной длительности существования сообщества. Речь идет о том, что сообщество может быть создано для решения какой-то конкретной задачи (к примеру, создания какого – либо сборника), а, впоследствии или «распущено» или преобразовано в сообщество с другими задачами.

Часто задают вопрос, а существуют ли какие-то критерии эффективности деятельности сетевых учительских сообществ. Да, такие критерии были сформулированы в результате исследований, проведенных АПКиППРО в 2007-2008 гг.:

·       Число активных участников;

·       Продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл);

·       "Динамизм" сообщества;

·       Аксиологическая направленность (концептуальность, цель, задачи);

·       Оформление страницы сообщества;

·       Социокультурная направленность взаимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе "кодекса сетевого поведения", правил модерирования и др норм. или их обсуждение);.

·       Направленность на расширение сферы сотрудничества  (привлечение к обсуждению педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов "смежных" специальностей);.

·       Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам портала;

·       Методическая направленность взаимодействия;

·       Праксеологическая направленность сообщества (организация и поддержка сотрудничества, сетевого взаимодействия педагогов для выявления эффективного и инновационного педагогического опыта);

·       Информационно- коммуникативная деятельность сообществ (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов).

Очевидно, что эти критерии не являются универсальными. Тем не менее, как показывает опыт, помогают в реальной оценке эффективности сообщества.